Работа над ошибками. Виды ошибок

 Нам всегда следует писать грамотно, не допуская в своей речи ошибки
  • орфографические;
  • пунктуационные;
  • речевые;
  • грамматические;
  • фактические;
  • логические и др.


Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях.
Пунктуационная ошибка – нарушение расстановки знаков препинания.
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
 подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
– заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
– покатавшись на катке, болят ноги; в сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: « Они потеряли на войне двух единственных сыновей». Само по себе слово единственный ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Фактические ошибки:
– неверное изложение фактов, которые учащиеся уместно или неуместно используют (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений); приводятся факты, противоречащие действительности.

Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.  Речевая агрессия – грубое, оскорбительное,  обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, жаргонизмов («Этот текст меня бесит» и др.).


 
Это важно для наших изложений, сочинений ЕГЭ и ГИА, поскольку за ошибки снимаются (не засчитываются) баллы. А также, например, тесты экзамена включают задание найти предложение с грамматической ошибкой, правильно выстроить предложение и тому подобное.

В таблицах приведена подборка примеров часто встречающихся, типичных Р, Ф, Г и Л ошибок. Ниже - наша школьная памятка по работе над ошибками. Все эти материалы есть на стенде в классе.




И наконец, наша памятка по работе над ошибками:
Можно скачать и распечатать.