Нам всегда следует писать грамотно, не допуская в своей речи ошибки
- орфографические;
- пунктуационные;
- речевые;
- грамматические;
- фактические;
- логические и др.
Орфографическая ошибка – это неправильное
написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой
фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на
конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях.
Пунктуационная ошибка – нарушение расстановки
знаков препинания.
Грамматическая ошибка – это ошибка в
структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения;
это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической,
синтаксической. Например:
– подскользнуться вместо
поскользнуться, благородность вместо благородство
– здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не
та приставка или не тот суффикс;
– без
комментарий, едь вместо поезжай, более легче
– неправильно
образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
– заплатить
за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания
(не соблюдаются нормы управления);
– покатавшись
на катке, болят ноги; в сочинении я хотел показать значение спорта и почему я
его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным
оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
Речевые ошибки – это ошибки не в
построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в
употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: « Они
потеряли на войне двух единственных сыновей». Само
по себе слово единственный ошибки не содержит, оно
лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу
со своим ближайшим окружением.
Фактические
ошибки:
– неверное изложение фактов, которые
учащиеся уместно или неуместно используют (факты биографии автора или героя
текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений); приводятся факты, противоречащие
действительности.
Этическая
ошибка связана
с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.
Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное
выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной
речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение,
насмешка, употребление бранных слов, жаргонизмов («Этот текст меня бесит» и
др.).
Это важно для наших изложений, сочинений ЕГЭ и ГИА, поскольку за ошибки снимаются (не засчитываются) баллы. А также, например, тесты экзамена включают задание найти предложение с грамматической ошибкой, правильно выстроить предложение и тому подобное.
В таблицах приведена подборка примеров часто встречающихся, типичных Р, Ф, Г и Л ошибок. Ниже - наша школьная памятка по работе над ошибками. Все эти материалы есть на стенде в классе.
И наконец, наша памятка по работе над ошибками:
Можно скачать и распечатать.